Виды игр на уроках
Игра-импровизация
«Усатый-поласатый»
Игра проводится как в начале, так и в конце лепки или зарисовки животных.
Учитель предлагает детям назвать сначала все «усатых», затем «полосатых» зверюшек, насекомых, рыб, птиц и даже людей. Затем из всего «списка» дети выделяют «усатых-полосатых» (например, тигр, кот, жук…. Моря, десантник) и пытаются сформулировать их отличия.
Дети отвечают по очереди, а учитель подсчитывает начисленные очки и объявляет команду-победителя.
Игра может проводиться в два этапа по 10 минут. И иметь дополнения и вариации: добавляются другие характеристики, например, мохнатый, гладкий, хвостатый или бесхвостый, летающий или плавающий и т.п.
Игра-упражнение
«Крестики-нолики».
На доске демонстрируются образцы двуцветных несложных орнаментов в определенном стиле.
Учащиеся, сидящие за одной партой, изображают орнамент «в две руки» крестиками и ноликами, обозначающими различные цвета или элементы орнамента.
Побеждает та пара, которая раньше и правильно справится с заданием. Возможно проводить командную игру, объединяя пары или ряды в команды.
«Пластилиновая угадай-ка»
Учитель предлагает детям сформировать комочек из половины пластилинового брусочка и начать лепить любимую игрушку или фигурку животного. Через 4-5 минут по команде учителя дети молча обмениваются своими незавершенными работами и заканчивают по собственному воображению работу соседа.
В конце игры учитель спрашивает: «У кого сосед правильно угадал задуманную фигурку?» Дети отвечают.
Угадавшие получают аплодисменты за взаимопонимание.
«Чудесные превращения»
Учитель объясняет правила игры – создание в пантомиме узнаваемого образа животного или птицы.
К доске выходят несколько «добровольцев» от каждого ряда и изображают задуманный образ. «Зрители» его отгадывают.
Учитель по мере отгадывания образа обсуждает с классом (вопрос-ответ-комментарий) характерные черты образа изображаемого животного.
Затем дети лепят или рисуют именно этих животных.
Игра-ассоциация
«Какого цвета слово»?
Учитель после разъяснения и приведения нескольких ассоциаций со словами раздает учащимся карточки 5-6 цветов и спрашивает у всего класса: «Какого цвета слов «мама»? поднимите свою карточку (дети всегда поднимают разные карточки). Резюме учителя: «Какое многообразие красок и мнений! Какая разноцветная компания у нас получится, если соберутся все мамы! Нам нужны самые разные мамы и самые разные цвета для красочной и счастливой жизни». Затем дети рисуют различными красками (акварель, гуашь, мелки) свою маму. Варианты: предполагаемый набор слов для игры: любовь, дружба, папа, бабушка, брат, родина и т.п.
«Кто в теремочке живет?»
Учитель может создать «творческие группы» из 3-5 чел. И раздает им карточки с недорисованными, но с узнаваемыми признаками (или деталями) дома. Например, цирк (виден кусочек афиши с клоуном), дом на курьях ножках, дворец спорта, жилой дом, терем-теремок и т.п. задание детям: угадать, кто там живет, и придумать историю, затем выбрать одного «докладчика», который расскажет о своем доме всему классу.
Учитель по ходу рассказа учащегося комментирует его, подчеркивая сходства и различия домов, их характерные особенности, спрашивая дополнения у класса.
«Маска, я тебя знаю?»
Учитель показывает детям в классе театральные маски и спрашивает, какие чувства они у них вызывают6 радость, грусть, жалость, сочувствие и т.п. и просит пантомимой изобразить это настроение.
Затем, снова, показывая по одной маске, спрашивает, с каким персонажем книги, фильма, мультфильма, они у них ассоциируются, и почему. Далее учитель поясняет, что театр – это живая картина и потому артистов и режиссеров называют художниками.
После игры дети в свободной технике рисуют различные маски (либо изготовляют их из листа бумаги).